Мейерхольд и братья Чайковские 10/13

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Н.И. Ковальский в роли Германа. [20]


Герман — влюблённый гусарский офицер?
Едва лишь с Германа совлекли эту маску, музыкальная часть образа заблистала совершенно новыми красками.”

В.М. Городинский.
2 марта 1935 г.
Газета «Правда»
с.387 [20]





Можно сказать, что В. Мейерхольд создал собственную концепцию оперы: любовь Германа к Лизе отходит на второй план. Спектакль В. Мейерхольда — о Германе, игроке, молодом человеке XIX столетия, жаждущем могущества и денег.

Н.И. Ковальский в роли Германа. [20]



Сломить фортуну! Вот что достойно игрока!”



Критики отмечали, что партитура оперы была прочитана не только музыкально, но и режиссёрски.


Е.С. Рубанова. Коллаж из фрагментов афиши[20] декорации Л.Т. Чупятова[20] и портрета Н.И. Ковальского в роли Германа[20].


Сон Германа…Две пелены движутся, колеблются, на них рисуется сцена похорон…Тюлевая занавеска, часть тюлевого платья графини, чуть-чуть очертание профиля… Куски музыки в темноте… Две глухие, подходящие под угол стены, напоминающие комнату в казарме… Герман, сходя с ума, повторяет мотив, который он слышал из уст призрака.

В.Э. Мейерхольд.
Режиссёрская «партитура» спектакля «Пиковая дама».[20]

Е.С. Рубанова. Коллаж из фрагмента декорации Л.Т. Чупятова[20] и портрета Н.Л. Вельтер в роли Графини[20].



Камерные сцены подавались как «крупный план»: они шли перед специальным занавесом. Драматизм музыки П.И. Чайковского вапервые звучал не только в вокальных партиях и оркестре, но и в мизансценах, ракурсах, жестах, движениях…

В.М. Городинский.
2 марта 1935 г.
Газета «Правда»
с.387 [20]


А.И. Соколова в роли Лизы. [21]

Сцена из оперы «Пиковая дама». [20]



В конце спектакля нет Лизы, нет прощения ею Германа.
Как и в пушкинской повести сошедший с ума Герман — в палате Обуховской больницы.
Музыкальная драма перерастает в трагедию.